Сочинение на тему: "Реформы Александра II"

Александр II

Среди правителей Российской Империи представитель династии Романовых – Александр II остался в памяти потомков настоящим реформатором. Многим современникам его решения казались преждевременными, другие полагали их запоздавшими. Сам же он неоднократно упоминал в своих письмах о том, какое тяжелое, в политическом и социальном смыслах, наследство ему досталось.

Отмена крепостного права (1861)

Завершение Крымской войны создало в русском обществе ситуацию, когда крестьяне, вернувшись из созванного царем ополчения, оказались обманутыми в своих ожиданиях. Отмены крепостной зависимости для служивых не произошло, что стало краеугольным камнем прокатившихся восстаний и пошатнувшегося престижа власти.

Обнародованный в 1961 году Манифест, готовившийся с 1957 года, дал столь долго ожидавшуюся личную свободу крепостным. Оставшаяся в собственности помещиков земля была передана в пользование крестьянам с обязательством на протяжении 9 лет отрабатывать за нее барщину или платить оброк. По истечении этого срока можно было выкупить свой надел по указанной помещиком цене. Недостатков у реформы, ущемлявшей права земледельцев, было много. Фактически, главным ее достижением стала личная свобода крестьян, поскольку стать собственниками плодородной земли в итоге такой реформы смогли только наиболее зажиточные из них (то есть единицы).

Реформа высшего образования (1863)

С принятием Университетского устава изменилось внутреннее самоуправление вузов в стране. Должности ректоров и деканов стали выборными, а профессора получили больше прав. Через несколько лет – в 1869 году открылись первые в стране учебные курсы для женщин, дававшие возможность получить начальное образование. Первый вуз для женщин носил название Бестужевские курсы, их основали в Санкт-Петербурге в 1878 г.

Школьный устав – второй важнейший документ, по которому с 1964 года открывались по стране реальные училища и гимназии. Учащиеся осваивали программу, преимущественно состоявшую из математики и естественных наук. Изъяном реформы стало то, что ученики из гимназий для низших сословий не осваивали мертвые языки (латынь и греческий), без знания которых невозможно было стать студентом ни одного вуза в стране.

Земская реформа (1864)

Суть нововведений заключалась в передаче решения вопросов налогообложения, ведения местного хозяйства, образования, медицины, ветеринарии в сферу ответственности земских управ. Они делились на две категории: уездные и вышестоящие губернские. Состав управы – это земские гласные, то есть представители населения.

Должности земских гласных стали выборными, но сама система выборов была поставлена так, что дворянское сословие обладало всеми преимуществами. Создававшиеся для учета интересов крестьян, земства в итоге стали глашатаями интересов помещиков. Увы, но в первоначальном своем виде даже до конца царствования Александра II реформа не дожила. Под давлением консерваторов она была урезана и потеряла свое изначальное значение.

Эти три реформы не были единственными, которые успел за свое не самое долгое правление реализовать Александр II. До трагического покушения были завершены: финансовая, судебная, цензурная, военная и целый ряд других реформ. Не случайно именно этому императору был присвоен в историографии титул «Освободитель».


Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.